Популярные запросы: Национальный проект "Здоровье" иммунизация
 
   
  На главнуюНациональный проектПациентамВрачам БиблиотекаГде лечиться?Мир здоровья 03 мая 2010  
  Главная > Мир здоровья > Полезная информация > Образование > Об организации учебного процесса и этапах освоения учебной программы в вузе  
   
 
Статьи по теме
 

Об организации учебного процесса и этапах освоения учебной программы в вузе

Ректор советует

В.Н.Ярыгин, д.м.н., акад. РАМН, ректор РГМУ, Л.И. Ильенко, д.м.н., Н.М Филичкина, к.б.н.
Российский государственный медицинский университет г. Москва

Учебный процесс в институте распланирован несколько иначе, чем в школе - по курсам. Отдельные дисциплины могут быть изучены в течение половины учебного года - семестра (лат. semestris - шестимесячный), другие же - за два, т. е. в течение одного учебного года, или - в течение трёх семестров. Некоторые дисциплины или разделы на старших курсах осваивают форсированно в течение нескольких недель каждый день, этот период обучения называют циклом (гр. kyklos - круг).

Организация учебного процесса в медицинском университете отлична от школы. Основные коллективные занятия организуются в форме лекций, семинаров, практических и лабораторных занятий. Кроме этого обучение предусматривает серьезную самостоятельную внеаудиторную работу по овладению программным материалом.

Лекции (лат. lectio - чтение) - особый вид коллективных учебных занятий, на которых преподаватель устно сообщает студентам важнейший программный материал, определяющий основу подготовки специалистов. Лекционная информация в определенной научной и логической последовательности охватывает основные принципы, главные вопросы данного курса, не загромождая его излишними деталями. Доскональные подробности же опускаются, и их изучение относится на семинарские или практические занятия, а также на самостоятельную работу студентов.

Во время семинаров (лат. seminarium - рассадник) преподаватель при активном участии студентов обсуждает вопросы конкретной темы, разбирает частные моменты, не затрагиваемые на лекциях, чтобы углубить, расширить и систематизировать знания. Семинарское занятие предусматривает самостоятельную предварительную подготовку студентов, и преподаватель оценивает успешность освоение программного материала.

Практические работы проводятся с целью обсуждения основных теоретических положений темы и выполнения конкретных заданий, способствующих формированию навыков медицинской практики у студентов. Выполненная учащимся на занятии работа оценивается педагогом.

Одним из видов практических занятий являются лабораторные работы. Они проводятся с целью углубления и закрепления теоретических знаний. Работая в лаборатории, студент подготавливает приборы, оборудование, реактивы для проведения опыта, составляет план действий, осуществляет эксперимент, описывает его, оценивает результаты и делает выводы. Все это развивает навыки экспериментирования, потребность к самостоятельной научной работе.

Обучение в ВУЗе предусматривает также серьезную самостоятельную внеаудиторную работу по овладению программным материалом.

Одним из видов самостоятельной работы является работа с учебной литературой. Навыки работы с книгой отражают общую культуру человека, степень развития логики мышления, сформированности мировоззрения, эрудицию и ориентировку в языке.

Темпы изучения материала в высшем учебном заведении быстрее, объем информации больше, чем в среднем учебном заведении, поэтому необходимо работать преимущественно самостоятельно, быстро и эффективно.

В вузе большое значение придается умению студента без посторонней помощи выполнять задания преподавателя на получение из текста некоторой дополнительной информации в процессе изучения нового учебного материала. Важно уметь самостоятельно проработать во внеаудиторное время учебные и научные книги, которые рекомендуют кафедры и в которых раскрывается основное содержание программы.

Взрослого человека, прошедшего более или менее полный курс школьной выучки, вопрос о чтении обычно не беспокоит. Каждый, обычно полагает, что он умеет читать и читать неплохо. Между тем нередко наше чтение страдает многими недостатками. Мы читаем либо чересчур быстро, так что не успеваем схватить смысл читаемого текста, либо без разбору «глотаем» любую попавшуюся книгу и, тем самым пытаемся одним и тем же способом овладеть техническим текстом, стихами и газетной информацией.

Воспитание высокой культуры чтения требует большого и целенаправленного труда, она не приходит сама собой. Чтение - это большое искусство, искусство важное и трудное. Уместно вспомнить слова И.В. Гёте: «… люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, что вполне достиг цели».

Кроме чтения учебной и научной литературы студентов ожидает серьезная работа при конспектировании лекционного материала и его дальнейшее усвоение его во внеаудиторное время.

На протяжении всего учебного года преподаватель координирует последовательность изложения и связь между отдельными частями программы, которые переносятся из лекционного курса на лабораторные, практические или другие учебные занятия, а также на самостоятельную работу студентов.

Овладение знаниями, полученными на практических занятиях и семинарах, может быть проверено вскоре - на контрольных работах или при устном ответе. В целом же усвоение темы контролируется на коллоквиуме - проверяется освоение лекционного материала, семинарских и практических занятий, а также материала, изученного при самостоятельной работе с учебной литературой. Коллоквиум - это промежуточный контроль работы студента. Его цель не только проверка усвоенных знаний, но также контроль эффективности работы студента на лекциях, семинарах, практических занятиях и его работы по самообразованию.




Sitemap

В конце каждого семестра осуществляется контроль усвоения знаний, полученных за семестр по всем дисциплинам. Назначается зачётная, а затем экзаменационная сессия (лат. sessio - заседание).

По ряду дисциплин или отдельных разделов окончательная оценка усвоения знаний выставляется на зачете. Оценка знаний по фундаментальным дисциплинам происходит на экзамене.

Как видно, в высшей школе в отличие от средней, контроль усвоения знаний во времени значительно отсрочен от момента первоначального прохождения материала. Отсюда становится понятным, что изучение материала должно осуществляться таким образом, чтобы его можно было воспроизвести спустя значительное время, причём достоверно и наиболее полно. Это требует от студентов самоконтроля, прилежания и организации систематических самостоятельных занятий.

Во время подготовки к семинарским и практическим занятиям, написания рефератов, докладов, курсовых и дипломных работ студенту предстоит самостоятельно вдумчиво проработать соответствующую литературу.

Как же этого можно достигнуть?

Оказывается эффективному усвоению знаний нужно учиться.

Этапы освоения учебного курса

Приступая к изучению конкретного учебного курса, хорошо, прежде всего, определить для себя какие знания и умения должны быть освоены вами при изучении данной дисциплины. Это можно сделать с помощью изучения учебной программы. Кроме того, в учебной программе сообщается список обязательной и дополнительной литературы.

Итак, при изучении нового курса выполните первые шаги:
1. Изучите учебную программу.
2. Изучите список рекомендуемой литературы.
3. Получите нужные книги в библиотеке.
4. Выпишите названия основных разделов и тем программы.
5. Попытайтесь сформулировать для себя несколько основных вопросов о том, чему вы хотели бы научиться и что узнать, приступая к изучению данной дисциплины.

Если у вас не возникают такие вопросы, то, просматривая программу, сформулируйте письменно основные вопросы сначала по всем разделам, а затем по отдельным темам. Задайте себе контрольный вопрос: «А что я уже знаю об этом?»


Важно, приступая к изучению нового предмета, проявить интерес. Определите, насколько значимы будут новые знания именно для вас. Помните: пассивное присутствие на лекциях и занятиях будет препятствием для усвоения новой информации.


Познакомьтесь с новыми учебниками. Осуществите просмотровое чтение учебных книг (как осуществить просмотровое чтение мы познакомим вас позднее). Примите к сведению: время, потраченное на общее знакомство с книгой, многократно окупается.

Готовьтесь к лекциям. Заблаговременно узнайте тему предстоящей лекции. Изучите материал предыдущей лекции. Осуществите просмотровое чтение учебника по теме предстоящей лекции. Вспомните, что вам уже известно по данной теме. Заранее готовясь к лекции, выписывайте опорные слова и словосочетания из учебника.

Расширяйте словарный запас. Значения неизвестных вам слов уточняйте. При подготовке к занятиям и лекциям пользуйтесь словарями, энциклопедиями, справочниками. Заведите собственный словарь терминов по предмету. Активно используйте новые слова на практике.

Систематически готовьтесь к семинарским, практическим и лабораторным работам, к промежуточным контрольным работам и коллоквиумам. Составляйте графические схемы наиболее трудных тем. Старайтесь любую работу выполнять добросовестно.

Выполнение поэтапного освоения программы облегчит вам не только подготовку, но и успех на зачете или экзамене в семестре.

Литература:
1. Ильенко Л.И., Филичкина Н.М.Как учиться эффективно. Методическое пособие для студентов медицинских ВУЗов. Под общей редакцией акад. РАМН В.Н. Ярыгина. Москва. 2010, с. 53.
2. Высшая школа. Под ред. Е.И. Войленко. Сб. основных постановлений, приказов и инструкций. В 2-х ч. Ч. I. М., «Высшая школа», 1978. - 400 с.


Источник: Медицинский научный и учебно-методический журнал, N 16 (октябрь 2010 года), стр. 29-34.

Вернуться наверх
Дополнительные действия
   Интересно
Загрузка...